Главная > Достопримечательности > Ипатьевский монастырь. Троицкий собор
Кострома достопримечательности: Ипатьевский монастырь. Троицкий собор. Тихвинская икона Божьей Матери.
Троицкий собор, или как его еще называют, соборный храм Троицы – был построен около 1560 года, но в 1648 году от взрыва пороха в подвале, был разрушен. В 1650-1652 годах он был заново отстроен - теперь это красивейший пятиглавый храм. Его архитектуру называют крестово-купольной. Как только Вы попадаете на территорию монастыря, Троицкий собор сразу приковывает к себе внимание своим величественным и торжественным видом. Кроме того, он является композиционным центром монастыря. За время своего существования, Троицкий собор один раз был на реставрации и капитальном ремонте. Это произошло в 1911-1912 годах, накануне празднования 300-летия дома Романовых. Примечательно то, что Троицкий собор – одна из построек монастыря, сохранившая свой первоначальный вид.
Огромный интерес вызывает фресковый цикл Троицкого собора. Фрески ковром покрывают стены, своды, барабаны и столбы храма. Они расположены в пять ярусов и весь цикл состоит из восьмидесяти одной композиции. Артель иконописцев, состоящая из восемнадцати человек, во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор за три месяца 1685 года!
У каждой фрески свой сюжет. Верхний ярус – иллюстрированная легенда явления ангелов Аврааму и Лоту. Два последующих яруса – история Христа. Это самый большой цикл, который занимает еще и откосы стен. Нижний ряд посвящен деянию апостолов и на нем изображены аллегории на темы Песни Песней. Сюжет «Видение Иоанна Лествичника» посвящено препятствиям и трудностям, которые подстерегают представителей монашества на дороге к Божьему Царству. У врат рая, на вершине лестницы, к нему ведущей – всего один праведник, преодолевший все испытания.
Рассматривать фрески интересно даже людям, далеким от церкви и мало знакомых с Евангелием. Перед нами увлекательные необыкновенные картины. События разворачиваются на фоне сказочных палат и дворцов, цветущих лугов, раскидистых рощ, поросших цветами и травами гор. Персонажи, изображенные на фресках заняты различными делами. Они крестят детей, читают книги, слушают проповедников, пекут хлеб, переплывают моря, спасаются от преследований, пожаров, возводят города, пируют и веселятся. Люди красиво одеты, и выглядят очень реалистично. На столбах собора изображения русских князей и царей, в том числе Михаила Романова.
Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря – уникальное явление. Коллектив Гурия Никитина и Силы Савина, благодаря значимости их работ, можно назвать художниками – монументалистами. Фрески – одна из последних их работ, итог их творчества.
В 1756-1758 годах в соборе был сооружен грандиозный пятиярусный иконостас. Его выполнили резчики костромского посада Большие Соли Петр Золотарев и Макар Быков.
Императрица Елизавета Петровна заказала петербургским резчикам верх иконостаса и прислала его в дар монастырю. Это великолепное зрелище! Иконостас украшен девяносто двумя колонами сквозной резьбы! Он выполнен из липы, и все его детали покрыты позолотой.
Одно из центральных мест в иконостасе занимает знаменитая Тихвинская икона. Это точная копия великой православной святыни - Тихвинской иконы Божией Матери. Впервые икона была принесена в Кострому в 1613 году. Послы из Москвы привезли эту икону, когда приехали сообщить Михаилу Романову о его избрании на всероссийский престол. С тех пор, эта икона участвовала во всех ежегодных крестных ходах в Костроме наравне с Федоровской иконой. Народ любит и почитает ее, и на народные пожертвования была изготовлена риза, украшенная драгоценностями – жемчугом и бриллиантами.
Каждый день к иконе приходят люди, верящие в ее чудотворную силу. А в праздники, чтобы подойти к иконе, приходится выстоять огромную очередь.
Каждый год, на второй день празднования Рождества Христова, в соборе совершается божественная литургия. В остальное время он открыт для всех желающих, как часть музейной экспозиции.
Приходите сюда обязательно - поклониться святыням и насладиться необыкновенной красотой творениями рук человеческих.
|